Бесхозное кладбище |

Осенью прошлого года власти города Озёры дважды предпринимали попытки освобождения части территории кладбища от выставки образцов памятников, принадлежащей коломенской предпринимательнице Ирине Перваковой

Бесхозное кладбище
Осенью прошлого года власти города Озёры дважды предпринимали попытки освобождения части территории кладбища от выставки образцов памятников, принадлежащей коломенской предпринимательнице Ирине Перваковой. Первую безуспешную попытку выставить коломенскую предпринимательницу с кладбища городские власти произвели в середине сентября, пригласив на мероприятие представителей СМИ. А вторую, с таким же результатом, месяц спустя — в октябре, но уже без прессы.

Без документов

Конфликтная ситуация возникла из-за того, что на территории 168 кв. м, примыкающей к деревянному дому, предприниматель Ирина Первакова выставила образцы своей продукции. Земля под выставку была взята в аренду по соглашению с прежней администрацией города Озёры, однако после избрания Сергея Радонцева на выборах в октябре 2010 года, договор в одностороннем порядке расторгли. Несмотря на это обстоятельство, Первакова не освободила спорную территорию.

Толчком к развитию конфликтной ситуации послужила продажа деревянного здания, где находится гранитная мастерская Ирины Перваковой. Кстати, из-за неясного статуса многих объектов муниципальной собственности и отсутствия документации, которая не восстанавливалась из-за скудности бюджета, вполне может случиться, что не только домик, но и другие здания и земельные участки неожиданно окажутся в чьей-то собственности.

Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит территория городского кладбища и имущество, расположенное на нём, необходимо немного покопаться в истории.

В декабре 1978 года исполкомом Мособлсовета было создано производственное объединение специализированного бытового обслуживания населения («ПОСБОН»). Ему были переданы все кладбища, а также объекты инфраструктуры ритуальных услуг, находящиеся на территории Московской области.

Позднее, в 1989 г., в духе хозрасчётных отношений «ПОСБОН» и Мособлисполком заключили договор аренды имущества с правом выкупа в 1996 году. Однако на следующий год «ПОСБОН» был реорганизован — он стал арендным предприятием.

Вскоре перестроечные метаморфозы «ПОСБОН» стали происходить стремительно. В марте 1993 года предприятие было перерегистрировано в товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), а уже в апреле был заключён ещё один договор об аренде с правом выкупа земель и имущества с КУИ Московской области. Своим правом «ПОСБОН» воспользовался в ноябре 1993 года, когда в собственность выкупили объекты ритуального хозяйства всего Подмосковья, в том числе и кладбищ, находящихся на территории Озёрского района.

Исковая прелюдия

В апреле 2011 года представитель ОАО «ПОСБОН» обратился в БТИ с заявлением предоставить кадастровый паспорт на строение, находящееся на территории погоста. И техпаспорт на нежилое здание ему вскоре выдали. Далее, как рассказывает Геннадий Артёмов, представитель ОАО «ПОСБОН» и адвокат Ирины Перваковой, в Регистрационную палату были поданы документы на регистрацию права собственности на это строение.

Через месяц после этого «ПОСБОН», как собственник, заключил предварительный договор о продаже дома предпринимательнице Ирине Перваковой, которая на основании этих документов пытается получить в Регпалате документ о собственности. Но процедура растягивается до 3 месяцев. Как предположил Геннадий Артёмов, задержка была связана с давлением горадминистрацией на сотрудников Регпалаты, которая считает территорию кладбища и объекты, расположенные на ней, своей собственностью. Поэтому городская администрация в конце июля обратилась в Регпалату за свидетельством о собственности, которое было выдано 25 августа. Сотрудники Регпалаты так торопились, что забыли указать на плане территории какие-либо капитальные строения, в том числе и спорный дом, проданный ранее Перваковой. Это и послужило основанием для иска Ирины Перваковой к городской администрации, который она подала после второй попытки силового решения конфликтной ситуации в октябре 2011 года.

В своём иске Первакова заявляет, что документ о собственности был получен горадминистрацией незаконно, т. к. были нарушены её права на здание и землю, необходимую для нормального жизнеобеспечения принадлежащего ей здания. Но администрация района в ответ подала встречный иск, в котором потребовала суд признать свидетельство о собственности, выданное ОАО «ПОСБОН», а потом — Ирине Перваковой, недействительными, а также признать права собственности на здание за Озёрским муниципальным районом.

Место проживании: кладбище

Оба дела рассматривает судья Ирина Масинова, которая решила сначала рассмотреть исковое заявление районной администрации, а лишь затем принять решение по иску Ирины Перваковой. В середине апреля прошло последнее заседание суда по иску районной администрации, на котором судья признала права собственности на здание Ирины Перваковой.

Возможно, из-за того, что в определённом исходе дела больше всего была заинтересована администрация города, ответчик — районный юрист — на это заседание не явился. Вместо него в суде выступал юрист горадминистрации Александр Кургузов. Как следует из его слов, спорный дом — одноэтажное деревянное здание, находящееся слева от центрального входа на кладбище — является жилым строением. В качестве подтверждения он сослался на выступавшую ранее на суде свидетельницу Сошину, которая рассказала, что проживала в этом доме более 10 лет с мужем, смотрителем кладбища. В качестве доказательства своих слов свидетельница предоставила суду свидетельства о браке и о рождении детей, в которых указано место жительства семьи — городское кладбище. В 1971 году семья Сошиных получила квартиру, и с тех пор в злополучном доме никто не жил.

Также из слов Александра Кургузова следует, что суду были предоставлены и другие документы. В частности, выписка из реестра Озёрского района, которая подтверждает, что это жилое здание находится в собственности города Озёры. Другим документом, показанным в суде, был кадастровый технический паспорт БТИ от 1972 года, который был предоставлен КУИ района. В нём указывается, что этот дом является жилым домом, с написанным от руки примечанием: сторожка. Однако, по словам адвоката Геннадия Артёмова, в ходе опроса представителя БТИ выяснилось, что данная бумага была документом для внутреннего пользования... Кроме того, в новом техпаспорте БТИ, выданном в 2011 году, это же здание упоминается уже как нежилое строение.

Далее г-н Кургузов сообщил суду, что по словам представителя КУИ здание находилось в составе имущества городского бытового предприятия по обслуживанию населения, и было передано в муниципальную собственность Озёрского района по решению Совета депутатов области в 1992 году. Именно этот момент вызвал наиболее жаркие споры. Геннадий Артёмов спросил у Александра Кургузова о том, на каком основании здание было приобретено Озёрским районом. Однако последний не ответил на этот вопрос.

Зато был получен более чем убедительный ответ из Арбитражного суда Московской области. Прошлым летом администрация Озёрского района подала иск к ОАО «ПОСБОН» с просьбой признать право собственности на спорное здание за нею. 17 июля иск был направлен на доработку, а 17 сентября состоялось первое судебное заседание арбитражного суда, где Ирина Первакова была привлечена в качестве третьего лица.

На протяжении 5 судебных заседаний администрации района и города доказывали в арбитраже, что здание принадлежит Озёрскому району. Однако, по словам Геннадия Артёмова, исковое заявление было отозвано истцом сразу после предъявления архивного документа из областного бюро технической инвентаризации. В этом документе от 1994 года перечислены все документы, на основании которых ОАО «ПОСБОН» получило права собственности на имущество кладбищ и объектов ритуального хозяйства.

Комментируя это заявление адвоката Перваковой, Александр Кургузов сообщил «специально для прессы», что иск был отозван из-за того, что в ходе судебных заседаний появился ещё один собственник — Ирина Первакова, которая как физическое лицо не могла быть привлечена в качестве ответчика.

На это заявление отреагировал Геннадий Артёмов, который напомнил, что право собственности Первакова получила в мае 2011 года, а документ, подтверждающий её права, был выдан 6 сентября. А 4 судебных заседания прошли в январе-марте 2012 года. Однако отказ от иска произошёл только после предоставления документа, объясняющего законность передачи инфраструктуры государственных ритуальных услуг ТОО «ПОСБОН».

В итоге представитель городской администрации Александр Кургузов сказал, что эта вся ситуация произошла из-за бедности муниципалитета, который не имеет средств для своевременной регистрации прав собственности на свои объекты имущества. Однако он подчеркнул, что имущество должно находиться в городской собственности, а не в частной, потому что «только в муниципальной собственности оно может использоваться на благо жителей».

Адвокат Ирины Перваковой напомнил суду, что в 1993 году была принята Конституция РФ, в которой сказано, что в стране существует 3 вида собственности: частная, муниципальная и государственная. И заметил, что заявление юриста горадминистрации не соответствует действительности — цены на ритуальные товары у Ирины Перваковой на треть ниже, чем в муниципальном предприятии. И что административные механизмы управления направлены на осложнение жизни озерчан, а не на облегчение.

В результате первый суд закончился поражением администрации — суд признал право Ирины Перваковой на здание. После этого предприниматель подала заявление на имя Сергея Радонцева с просьбой предоставить ей земельный участок, необходимый для жизнеобеспечения строения. По словам адвоката Геннадия Артёмова, речь идёт о 500 кв. м. На момент публикации этой статьи свой ответ мэр города не дал.

Второй процесс, инициированный по иску Ирины Перваковой о признании документа о собственности, выданного Регистрационной палатой администрации города Озёры, недействительным, начнётся на днях. Напомним, что основанием для иска послужило отсутствие обозначения строения Перваковой на плане кладбища. Можно предположить, что суд примет решение, которое в сложившихся условиях устроит обе стороны — впервые, начиная с 1992 года, подтвердит право собственности на территорию кладбища и одновременно определит территорию, принадлежащую Перваковой.

В качестве заключения этого материала можно отметить, что индустрия ритуальных услуг всегда являлась тем интересным бизнесом, который даже в кризисные времена может обеспечивать прибылью своих владельцев. Возможно, именно этим можно объяснить многолетнюю историю с небольшим деревянным домиком и клочком земли.

Обсудить на форуме
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Весь список

Возврат к списку



Новости

Политика

Общество

Происшествия

Спорт

Интересное в сети





Важные новости



Актуальные новости

Сообщения на форуме



Новые записи в блогах

В блоге пока нет сообщений

Доска объявлений

Озёры на Роскомнадзор

Озеры в ВКонтакте

Озеры на Одноклассниках

AlfaSystems massmedia K3FN2SA