Графские развалины |

5 сентября в Озёрах прошёл автопробег, посвящённый 85-летию города и безопасности дорожного движения. Его организаторами выступили молодёжный совет и ГИБДД Озёрского района, а краевед Максим Муромский подготовил для участников автопробега познавательную экскурсию

Графские развалины
5 сентября в Озёрах прошёл автопробег, посвящённый 85-летию города и безопасности дорожно-транспортного движения. Его организаторами выступили молодёжный совет и ГИБДД Озёрского района, а краевед Максим Муромский подготовил для участников автопробега познавательную экскурсию.

К назначенному времени десять автомобилей с участниками, которых набралось 40 человек, припарковались у здания администрации. Автопробег предварил небольшой исторический экскурс Максима Муромского, который показал уникальные старинные фотографии нашего района и рассказал о цели акции – по замыслу организаторов, она состояла в привлечении внимания молодых людей к истории нашей малой родины. Елена Шаменева, главный специалист отдела по работе с молодежью, добавила, что в будущем автопробег станет традиционным мероприятием и будет проводиться весной и осенью.

Старт
Сопровождаемая патрулями ГИБДД колонна машин с российскими флагами выехала на улицы города, вызывая оживление горожан. Отъехав от администрации, мы сделали почётный круг по городу и взяли курс на Сенницы, где находится редкая по красоте усадьба. До наших дней она сохранилась лишь частично, но и то, что осталось, уцелело чудом.

Первые упоминания об этом месте датируются 1595 годом: небольшое село на берегу реки Сеннички, притока реки Осётр. Непросто передать словами необычную и загадочную атмосферу, царящую среди полуразрушенных построек старинного русского имения, тихих, поросших камышом прудов и огромных многовековых деревьев… В окружении молчаливых свидетелей истории слова Максима Муромского производили особенное впечатление…

Рождение усадьбы. Первый храм

В конце XVI века возле села появилось имение Сенницы, принадлежавшее роду Гагариных в течение нескольких веков. Наиболее известным из рода Гагариных стал Матвей Петрович, губернатор Сибири. В 1709 году вместе с братом он построил церковь Вознесения Господня – уникальный для наших мест тип храма (здание венчает ярус колокольни), называемый в древности «иже под колоколы». Это самая старинная из сохранившихся в Озёрском районе церковь, которая работает и поныне. Открыт, правда, только нижний ярус («зимняя церковь»), а остальная часть реставрируется за счёт меценатов, поэтому хоры и колокол пока не используются. А послушать пение было бы интересно – в таких храмах совершенно особая акустика.

Преступление и наказание
Матвей Гагарин был приближённым Петра I, и государь ему многое прощал. Есть мнение, что царь благоговел перед знатностью князя, ведь род Гагариных вёл своё начало от легендарных Рюриковичей. Гагарин носил кафтаны с бриллиантовыми пуговицами, а его карета из золота и серебра была под стать царской. Грибоедовскую фразу: «Не то на серебре, на золоте едал» в отношении к Матвею Петровичу можно применить буквально. Рядовой обед князя состоял из 50 кушаний, поданных на золотой посуде. Расточительность и щёгольство в итоге его и сгубили. Гагарина обвинили в казнокрадстве и публично казнили на виселице прямо перед окнами Юстицколлегии. По приказу Петра его тело провисело несколько месяцев (чтоб остальным неповадно было), а потом было перевезено в Сенницы и погребено в Вознесенском храме.

Имена, истории, судьбы
Сенницы принадлежали Анне Гагариной, любимице Екатерины II, а после смерти достались дочери Софье. Последняя вышла замуж за Михаила Юрьевича Виельгорского, известного музыканта, благотворителя и хозяина знаменитого в Петербурге салона. Позднее имением владели их сыновья – Михаил и Матвей. Михаил был близко знаком с Лермонтовым, Гоголем, Карамзиным, Жуковским, и дружил с Пушкиным. После смерти поэта он стал опекуном для его детей. Когда не стало самого Михаила, усадьба перешла к его дочери Анне. Её муж, князь Шаховской, выстроил новый дом в стиле классицизма и разбил регулярный парк. Дома уже нет, а планировка парка сохранилась и ныне (Сенницы относятся к памятникам архитектуры и садово-паркового искусства федерального значения).

Мария и Фёдор Келлер
Окончательный дореволюционный облик усадьбы сложился уже при следую- щей владелице – графине Марии Келлер, урождённой княжне Шаховской. Её супруг, граф Фёдор Келлер, вложил немало средств и усилий, чтобы осуществить все замыслы жены. Например, был построен новый особняк в стиле викторианской готики, в парке высадили новые виды деревьев: маньчжурский орех, веймутову сосну и серебристый тополь, которые можно увидеть и сегодня. Также до наших дней сохранились постройки усадьбы, возведённые по проектам известных московских архитекторов.

При Келлерах усадьба переживала лучшие годы. Но семью ожидало большое горе. В 1894 году девятилетняя дочь Мария трагически погибла во время катания с ледяной горки. Тогда была построена усыпальница - оранжерея. В стеклянной галерее круглый год цвели экзотические цветы. В передней стене находилось распятие, увитое тёмным плющом и окаймлённое розами. Считается, что Мария не была погребена, а лежала в хрустальном гробу, из которого откачивался воздух. Через 10 лет не стало самого графа Келлера. С началом русско-японской войны он добровольно пошёл на фронт и героически погиб на передовой линии. Его похоронили в родовой усыпальнице рядом с гробом Марии. Через семь лет там же будет погребён трёхлетний Федор, внук Келлера.

Запустение
После революции усадьбу Сенницы ждала та же учесть, что и другие дворянские имения. Её отобрали (национализировали) и разграбили, хотя часть вещей удалось спасти и сегодня они хранятся в музеях. Из особняка сделали детский дом, начальство которого организовало поджог здания, чтобы скрыть следы своих финансовых преступлений. Дворец горел почти неделю, и никто не пытался его потушить. Оранжерею и фонтаны разрушили, церковь разорили, усыпальницу разгромили, чтобы найти драгоценности. Затем её «очистили» от захоронений и использовали как силосную яму. Сегодня на дне склепа валяется мусор…

А ведь Марию и Фёдора Келлер очень любили и уважали в наших краях – процветающая усадьба давала работу людям. Историки пишут, что на похороны графа пришли крестьяне со всех окрестных сёл – со слезами на глазах они провожали благодетеля в последний путь.

Финиш
Уже вечером мы подъехали к Ростиславскому городищу, на место исчезнувшего города Ростиславля, окутанного мистическими историями и легендами и хранящего немало загадок. Именно про эти места писал Алексей Толстой в повести "Князь Серебряный: Повесть времён Иоанна Грозного": "Как глянул Акундин в город во Ростиславль, а там беда великая: исконные слуги молода князя рязанского, Глеба Олеговича, стоят посередь торга, хотят войной город отстоять, да силы не хватит. А по Оке-реке плывёт чудовище невиданное, змей Тугарин". Углубиться в историю городища на этот раз не удалось – день, а вместе с ним и автопробег, подошёл к концу. Исколесив почти 70 километров, уставшие, но довольные, участники разъехалась. Будем надеяться, что подобные экскурсии будут со временем популярными у людей, интересующихся историей Озёр, а сам автопробег станет традиционным .

Иван Железнов
Фото: Альбина Антонова
Фотоотчет автопробега
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Весь список

Возврат к списку



Новости

Политика

Общество

Происшествия

Спорт

Интересное в сети





Важные новости



Актуальные новости

Сообщения на форуме



Новые записи в блогах

В блоге пока нет сообщений

Доска объявлений

Озёры на Роскомнадзор

Озеры в ВКонтакте

Озеры на Одноклассниках

AlfaSystems massmedia K3FN2SA