И тут со дна постучали. Обзор фильма «Платформа», Netflix, 2019 |
Киноманы почти притерпелись к жестоким корейским фильмам, но вздрогнули снова, посмотрев «Платформу» — пафосный испанский триллер, снятый режиссером-дебютантом Гальдером Гастела-Уррутией
Тонкие ценители многослойных философских пирогов останутся довольны — фильм начинен образами общества потребления, тирании и всевозможных вертикалей. А любители щей попроще будут захвачены энергичными перемещениями героя вверх-вниз в поисках смысла и спасения.
В вертикальную тюрьму под названием «Дыра» так просто не попадают, но Горен ради эксперимента добровольно согласился исследовать ее глубины и вскоре оказался на 48 уровне вместе с не очень разговорчивым стариком-сокамерником.
Как вскоре убеждается герой, книга «Дон Кихот», оказывается в тюрьме не очень полезной, а вот самозатачивающийся нож, который прихватил с собой сокамерник, — вещь нужная и даже необходимая.
Этаж, на котором оказываются заключенные, выбирается администрацией тюрьмы. Чем выше — тем больше еды, которая спускается сверху на платформе и каким-то неведомым образом перемещаемся вертикально через отверстие в полу.
Устройство и правила «Дыры» новичок узнает быстро.
— Знаешь, зачем она нужна? — спрашивает он старика о платформе.
— Это очевидно. Чтобы есть.
— Есть — что?
— Объедки тех, кто выше.
На этом объяснения заканчиваются. Хотя у зрителя назревают резонные вопросы, например какие цели преследуют создатели тюрьмы, авторы фильма в подробности не вдаются. Они излагают факты: вот тюрьма, а вот — еда. Кто ест — останется жив, а кто не ест — того съедят. Такие вот дела, ребята.
Напускной гуманизм слетает с простодушного героя с такой же скоростью, с какой исчезают объедки с платформы. А без него он почти неотличим от других обитателей тюрьмы, готовых на все ради жизни или существования этажом повыше.
Но не стоит судить строго? В таких-то условиях «почти» — это очень даже вполне. А, значит, вечные добрые книги были прочитаны героем не зря, и Санчо Панса отыскался во мраке не случайно. И пусть на дне тоннеля не горит свет, но сам его поиск и другая находка вселяют надежду, что человечность в принципе встречается, пусть и не в каждом представителе рода людского.